Установка байпаса на отопление: 15 фото с процессом и примерами работ

Особенности использования байпаса

В конструкции современных систем отопления имеется встроенный насос, который может работать и без байпаса, но все же устройство в частных домах таких систем отопления дает владельцу определенные преимущества:


  • обеспечивается эффективное распределение воды по радиаторам. Необходимость в насосе возникает в том случае, если отопительная магистраль включает большое количество батарей, а трубы имеют большую протяженность;
  • неточность уклона труб во время прокладки никак не влияет на параметры работы таких систем отопления;
  • скопление воздуха в системе отопления не оказывает отрицательного влияния на ее работу.

Ранее системы отопления в частных домах монтировались без насоса. Сейчас можно в такую систему установить насос и обеспечить повышение качества работы без замены остального оборудования.

Плюсы применения байпаса

Присутствие в составе систем отопления байпаса помогает справиться со многими проблемами в процессе эксплуатации:

  • ошибками, которые были допущены при устройстве системы;
  • отсутствием нормальной циркуляции теплоносителя в системе отопления.

Установка перемычки возможна на радиаторы, но в этом случае использовать их можно только в однотрубной системе отопления. Монтаж байпаса выполняется между проводящей и обратной трубой. После этого появится возможность регулировки нагревания радиатора.

Установка байпаса

Монтаж трубы альтернативного хода можно выполнять самостоятельно, однако если существует сомнение в способности качественного выполнения работы, желательно привлечь профессионалов.

Огромное значение имеет точный подбор параметров составляющих элементов и выбор необходимой запорной арматуры (краны, вентили, клапаны). В случае допущения просчетов при выборе элементов установка байпаса неэффективна.

В системе обогрева монтаж обводного устройства имеет несколько вариантов:

Схема равномерного распределения тепла по батареям

На теплообменник. При этом установку можно осуществлять в многоэтажном доме с центральной сетью обогрева и в частном доме при однотрубной системе. В комплект входит перемычка и пара шаровых запирающих устройств. При подключении новых батарей в однотрубную систему, прежде всего, требуется слить тепловую среду. Затем проводится сбор обвеса батареи. Для этого, срезаются старые чугунные теплообменники, посредством ключей для труб отвинчиваются части трубопровода, на которых расположены нерабочие краны. После, выполняется нарезка резьбы и составляется система из тройника, удлинителя и шаровых кранов-американок. Запорная арматура монтируется на резьбу на месте, где ранее был теплообменник. По окончании сборки радиатор помещается на подставку и выполняется разметка точек установки на стену с последующим высверливанием отверстий и размещения батареи на прикрепленные опорные держатели.

На линию сетевого насоса. В состав конструкции входит: два шаровых запорных устройства, фильтр грубой очистки, циркуляционный насос. Фильтр должен располагаться перед насосом. По краям данной конструкции монтируются колена и штуцеры для врезки в центральный трубопровод. Перед началом монтажа требуется спустить из системы всю тепловую среду. Устанавливается насос с байпасом на обратной трубе прямо возле отопительного котла, это позволяет уменьшить воздействие высоких температур на приборы. Данное требование касается, если используется расширительный бачок закрытого типа. При использовании бака открытого типа, его можно монтировать в любом месте отопительной сети. Для трубы из пластика целесообразно применять разборные элементы – американки, и подсоединять предварительно собранный модуль обводной трубы и насоса. Подключать в центральную трубу его следует посредством впаянных фитингов с тремя отверстиями. Для металлических труб сначала привариваются переходники для обвода с насосом, а потом кран на обводке

Выполняя сварочные работы важно помнить, что вентили нельзя перегревать ввиду того, что вставка из тефлона может деформироваться. Зону соединения центральной трубы необходимо отдалить от вентиля посредством переходников на расстояние не ближе 25 см с каждой стороны. Монтаж байпаса следует осуществлять таким образом, чтобы он располагался в горизонтальном положении, это позволят избежать скапливания воздуха

Монтаж байпаса следует осуществлять таким образом, чтобы он располагался в горизонтальном положении, это позволят избежать скапливания воздуха.

По завершении монтажных работ следует проверить систему на отсутствие дефектов. После тщательного осмотра в контур заливается среда и снова осуществляется визуальное исследование стыков и швов.

Затем запускается насос, создается давление в системе, превышающее в 1,5 раза расчетное, переключается впуск в байпас и подающую трубу. Если протекания и запотевания не выявлено, выполненная работа считается правильной.

Варианты исполнения

  • механический способ — с помощью переключателей, кнопок, тумблеров, реле, когда сигнал непосредственно по проводнику поступает со входа на выход;
  • электронный способ — с помощью электронных ключей (транзисторных, ламповых и др.), которые могут управляться как человеком с помощью механических переключателей, так и программно с помощью автоматизированных устройств управления.

Механический способ реализации байпаса обеспечивает абсолютное невмешательство электроники во входной сигнал и является более надёжным, так как не содержит в себе активных элементов, способных выйти из строя от нестабильности рабочих параметров (напряжение, температура), однако, электронный байпас избавляет от такого негативного явления, как дребезг контактов.

Чем отличается механический мод от бокса?

Механический мод – это простейший пример электронной сигареты. В структуре лежит аккумулятор (источник питания), коннектор, атомайзер, бак для жидкости и дрип тип. Классический вариант без каких-либо плат и других электронных дополнений.

Выбрать мех мод выгодно по следующим причинам:

  • Компактные размеры и приемлемая цена. Премиумные мехмоды в цене обгоняют мехмоды, но покупают их в основном не для парения. Стандартные вэйпы обойдутся в разы дешевле электроники. К тому же это миниатюрные и удобные девайсы, отличающиеся малым весом.
  • Механический вейп дает парить на любом типе намоток. Это ключевое преимущество. На боксах выбор ограничен ввиду функциональных характеристик электронной платы.
  • На мехмодах можно вэйпить на низкоомных намотках и в том числе пережить неумелые попытки новичка. На первых порах намотать хорошую спираль трудно — понадобится практика.
  • Устройства надежны за счет простой конфигурации. Внутри не перегорит плата, любые детали легко поменять своими руками, что сокращает затраты, время, а главное – помогает парить без вынужденных перерывов.

В достоинствах модов механического типа – недостатки. Проверить это легко. Достаточно сделать сабомную намотку, которую не поддерживает аккумулятор, и батарея перегреется, а в худшем случае взорвется.

Еще один недостаток – неравномерное парение. Чем ниже уровень заряда аккумулятора, тем меньше пара и соответственно удовольствия от пользования.

Монтаж

байпас в однотрубной системе

байпас на линии сетевого насоса

Существуют 2 варианта установки байпаса совместно с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды в одиночном трубопроводе: на новый или старый контур. Разницы между ними ни при монтаже ни при работе отопления нет.

При монтаже байпаса совместно с насосом, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Во-первых, на главном контуре посреди обводных патрубков обязательно нужно устанавливать перекрывающие трубу элементы. Это позволит теплоносителю течь через обвод с насосом, без эффекта обратного течения.
  2. Во-вторых, крайне принципиально верно размещать насос на обводной конструкции: ось крыльчатки обязана располагаться в горизонтальной позиции, а крышка с клеймами быть направленной вверх. Если есть нестыковки, крышку можно перекрутить, отвернув четыре крепления на корпусе насоса. Такое позиционирование клейм решает 2 задачи: облегчает к ним доступ для подключения и при протечке снижает вероятность попадания на них жидкости.
  3. В-третьих, в качестве запора нужно монтировать только шаровой кран, и никак не обратный клапан.

Потому что с клапаном контур начнет функционировать так:

  1. Работающий насос ускоряет течение воды в контуре.
  2. Теплоноситель через обвод течет в магистральный трубопровод в противоположные стороны.
  3. По эффективному вектору она идет без ограничений, а по обратному задерживается обратным клапаном.
  4. Он автоматически перекрывается и не дает нормально циркулировать воде по двум патрубкам.

Таким образом, создается повышенное давление теплоносителя на тарелку клапана именно после насоса, потому что скорость потока за ним всегда быстрее. По идее, когда насос выключается, теплоноситель уже не воздействует на клапан, который в этом случае не перекрывается.

Это дает возможность жидкости двигаться самотеком по магистральному трубопроводу, не попадая в обвод. Но в действительности, байпас с клапаном функционирует не так как нужно.

Проблема в том, что тарелка клапана генерирует чрезмерное сопротивление сопоставимое целому метру трубы. В условиях гравитационного контура, вода не сможет его преодолеть, и ее циркуляция прекратится полностью.

Прежде чем монтировать обвод в сочетании с обратным клапаном, нужно знать, что на самом деле монтаж насоса на нем не даст никаких преимуществ.

В том случае, если клапан заменяется стандартным шаровым краном, появляется возможность направлять вектор течения воды в контуре.

байпас с насосом

Для того, чтобы установить в отопительный контур байпас с насосом, потребуется следующий набор деталей:

  • ввариваемые магистраль патрубки с резьбой;
  • монтируемые с двух сторон шаровые краны;
  • уголки;
  • устанавливаемый перед насосом фильтр предварительной очистки;
  • пара американок, для демонтажа насоса на техобслуживание и ремонт.
  • Установка перед радиатором. Какое значение имеет. Правила монтажа: как устанавливать.

Перед радиатором обводной элемент устанавливает на случай, если внутри него вода по каким-либо причинам перестанет циркулировать, тогда по обводу ее циркуляция во всем остальном контуре продолжится, несмотря на неисправность одного из элементов.

Он выполняет следующие функции:

  1. Обеспечивает непрерывное движение теплоносителя по главной магистрали отопления.
  2. Позволяет регулировать температуру воды в радиаторах.

В системах отопления с одним главным контуром, вода в нем циркулирует, последовательно отдавая тепло 1, 2 и последующему радиаторам. Таким образом, с прохождением через каждый следующий радиатор, тепловая энергия воды уменьшается, а значит, первый элемент отопления будет нагреваться значительно лучше чем последний.

Монтаж байпаса в отоплении позволяет смешивать горячий теплоноситель, из магистрали идущий напрямую с меньшими потерями энергии с тем, который заходит в радиаторы и теряет ее, что позволяет частично компенсировать эти потери прямо на ходу, не дожидаясь его возвращения непосредственно к теплогенератору.

Устройство байпаса:

Правила монтажа:

  1. Вертикальный монтаж предусматривает подключение радиатора к стояку при помощи пары патрубков. Байпас замыкает их между собой и монтируется перед батареей.
  2. Между магистральным трубопроводом и обводным элементом не нужно устанавливать какие-либо запоры, это исключает как человеческую оплошность, так и вероятность прекращения циркуляции в случае ее неисправности.
  3. В горизонтальной однотрубной системе обвод фиксируется в горизонтальной плоскости прямо перед батареей. А для обеспечения циркуляции необходимо выбрать оптимальный его диаметр, по соотношению с магистралью и патрубками.

Установка

Одно из ключевых требований – сужение перемычки по сравнению с трубой, к которой она подсоединяется, уже знакомо. Нарушение этого правила не позволит жидкости проникать полноценно в определенное устройство. Монтаж байпаса производится как можно дальше от стояка, но при этом требуется максимальное сближение с обслуживаемым прибором. Запрещается монтировать перемычки как-то иначе, чем горизонтально – это может привести к усиленному накоплению воздушных пузырей. До начала работ 100% воды из системы полагается слить.

Часто байпасы стараются установить, используя сварочные аппараты. Предварительно механизм придется снять, и после этого, выбрав самую удобную точку на трубе, доставляющей воду, делать в этом месте отверстия. Их формируют таким образом, чтобы соответствовать диаметру перемычки. Ее сначала вставляют как можно плотнее, а затем уже приваривают. Теперь требуется смонтировать на резьбу, к которой раньше подсоединялся радиатор, запирающие детали. И, наконец, батарея отопления водружается на прежнее место, где ее нужно включить в состав системы и прикрепить с помощью кронштейнов к стене.

Своими руками сделать все тоже возможно. Перед началом работ придется опять же выключить радиатор из системы, демонтировать его.

Затем:

  • на вводную трубу с использованием фирменных муфт накручивается байпас;
  • противоположные края служат для крепления запирающей арматуры;
  • переносят точки фиксации демонтированного прибора;
  • ставят его на вновь отведенном участке;
  • подсоединяют к системе правильно, как следует из ее устройства;
  • закрепляют батарею с использованием кронштейнов.

Учитывая большую сложность современных отопительных систем, рекомендуется поручать монтаж байпасов профессионалам. Еще лучше, если все будет делаться одновременно с установкой или заменой других компонентов. Качественный монтаж включает обязательно опрессовку после сборки, так как только эта процедура покажет, правильно ли выполнены все работы или нет. Но в то же время самостоятельная установка не должна вызывать особых проблем. Главное – все тщательно рассчитать и исключить ошибки.

Целесообразно пользоваться полностью готовыми изделиями или формировать их из отдельных блоков. Когда нет опыта, целесообразно выбирать готовые конструкции, это понижает риск возникновения ошибки. Принципиально нельзя ставить байпас непосредственно на стояк, однако чрезмерное приближение к нагревательному оборудованию слишком плохо. Тогда работа устройства будет нарушена, а его эффективность окажется недостаточной. Непосредственно у байпаса должны быть позиции для опоры или готовые крепления.

Чрезмерно удаленный крепеж в разогретом виде поворачивает трубу и делает ее некрасивой внешне. Если требуется оживить старый нагревательный контур, монтируют обходной блок с насосом, обеспечивающим циркуляцию. Дополнительно потребуются краны шаровые (не понижающие скорости движения жидкости) и возвратный клапан

Максимальное внимание стоит уделить подбору запирающей арматуры и определению диаметров рабочих частей. На каждую обводную трубу монтируется пара тройников и шаровых кранов

Знакомясь с определенным устройством, нужно ориентироваться на его целевое предназначение. Это и определяет, потребуется ли вентиль для регулировки, термический регулятор либо возвращающий клапан. Устанавливать все детали нужно по ходу воды, отсчет ведется от фильтра. Внимательно проверяют, чтобы детали были качественные и работали бесперебойно. Недопустимо появление пор, тем более крупных неровностей в сварном шве; соединяемые при помощи резьбы детали в норме выкручиваются, демонтируются без лишних усилий.

Оснащенность мода

Просто огромный, по сравнению с конкурентами, o-led дисплей имеет вертикальное расположение. Вся информация, которая вам может только понадобиться при пользовании устройства, очень удобно расположена на экране и читается без надобности поворачивать мод. Вместо стандартного индикатора заряда батареи есть возможность установить счетчик затяжек, или счетчик времени парения.

Невероятно удобное управление. Включение, как и выключение, производится путем пятикратного нажатия на кнопку.

Вход в меню выполняется троекратным нажатием. eVic-VTС Mini может работать в 4 режимах:

  1. Термоконтроль на никеле.
  2. ТК на титане.
  3. Мехмод.
  4. Вариватт.

Очень грамотно в этом устройстве реализован стеллс режим. Вход в этот режим осуществляется одновременным нажатием кнопки Fire и кнопки «минус». В этом режиме не будет работать экран во время парения. Если нужно изменить параметры парения, то экран загорится на время изменений значения и снова погаснет.

Во время затяжки, информация на дисплее динамически меняется, показывая реальные характеристики устройства в данную секунду. В режиме мехмода меняться будут значения напряжения и сопротивления, а в режиме термоконтроля будет показываться реальная температура и мощность. Неудобство этой функции состоит в том, что только в зеркало можно увидеть эти данные, так как после отпускания кнопки экран примет обычный вид и через 30 секунд погаснет.

В моде присутствуют все возможные варианты защиты:

  • мод постоянно следит за изменениями сопротивления и подстраивает напряжение в режиме реального времени;
  • постоянно работает защита от короткого замыкания;
  • сопротивление намотки в режиме ТК на никеле и титане фиксируются отдельно для каждого выбранного режима;

Плата, в принципе, очень отзывчива и моментально реагирует на включение или выключение, без долгих загрузок, которые имеют место быть в большинстве остальных ББ.

Установка байпаса – условия и способы

Чтобы установить обходную трубу байпаса в систему отопления полипропиленовых труб правильно, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Диаметр обходной трубы берется меньшим, чем диаметр трубопровода;
  2. Перемычка должна располагаться как можно дальше от основного стояка и как можно ближе к обслуживаемому устройству;
  3. Байпас монтируется в горизонтальном положении во избежание появления воздушных пробок;
  4. Устанавливать байпасный отрезок трубы можно только после слива теплоносителя.

Первый способ монтажа перемычки для радиатора – сварной. Включение полипропилена в систему отопления обеспечивает максимальную надежность схемы, но стальные трубы тоже можно использовать, правда, с меньшей эффективностью. ПВХ или металлические трубы для байпаса сверлятся в нужном месте, в отверстие вставляется труба перемычки, стык обваривается. В месте былого подключения радиатора устанавливается шаровый кран. Последний этап – установка радиатора на новое место, фиксация прибора и подключение его к отоплению.

Второй способ — муфтовый. Радиатор также демонтируется, перемычка крепится на месте при помощи заводских муфт, на краях байпаса врезается запорная арматура. Точно так же радиатор крепится и подключается в схему на новом месте.

Байпас в системе «теплый пол»

О том, как правильно установить байпас в схему «теплый пол», нужно рассказать более подробно, так как температура теплоносителя при таком решении не должна быть более 45 °С. Монтаж теплого пола предусматривает установку коллектора, а обводная перемычка на нем выполняет роль обходного отрезка отопительной трассы и узла смешения.

Смесительный узел в коллекторе – это трехходовой клапан с термодатчиком. Клапан делит поток теплоносителя на две части, одну из которых он направляет в трубы устройства «теплый пол», а вторую – через параллельную магистраль. При этом происходит смешение подачи и обратки, после чего рабочая жидкость поступает обратно рубашку котла.

Перед тем, как сделать байпас по малому контуру, нужно понимать, что перемычка через трехходовой клапан будет соединять подачу и обратку, то есть, коллектор должен быть обязательно включен в схему теплых полов. Работает байпас в такой схеме следующим образом: после запуска котла трехходовой перекрывает поступление холодной рабочей жидкости из теплотрассы в теплогенератор.

После того, как теплоноситель нагреется до заданной температуры (45-50°С), автоматический клапан откроется и пропустит некоторое количество горячего теплоносителя в трубу обратки. Такой прием позволяет избежать накопление конденсата в камере горения и на поверхности рубашки котла.

Металлический или ПВХ отрезок обводной трубы необходим в любой схеме отопления, так как его использование представляет собой экономичный вариант распределения тепла с высоким КПД при экономии твердого, газового, жидкого или электрического энергоносителя. Проще говоря, объем теплоносителя, который подается на радиаторы и другие приборы и устройства, при установке байпаса сокращается, не нарушая нормы расчета теплоотдачи как отдельных элементов системы, так и всей конструкции.

Как установить циркуляционный насос в отопительную систему

Эту процедуру рассмотрим на примере изделия GRUNDFOS, но все, о чем будет говориться ниже, можно с некоторыми незначительными уточнениями, применить и к другим маркам насосов.


Следует обратить внимание на основные технические характеристики насоса, которые указаны на самом изделии. Особый интерес для нас представляют показатели мощности

Наш экземпляр имеет 3 режима по этому параметру: 25, 40 и 60 W, что позволит регулировать интенсивность циркуляции теплоносителя в зависимости от желаемой температуры в помещении и фактической – на улице.

В обсуждаемом случае циркуляционный насос устанавливается на выходе из газового котла с помощью байпаса. В саму выходную трубу под байпасом врезаем шаровой кран с помощью двух сгонов, привариваемых к выходной трубе. Рабочее положение этой трубной арматуры – закрытое. Он открывается (но при этом закрываются краны на концах байпаса) только в том случае, когда по какой-либо причине не работает циркуляционный насос (нет электричества, поломка, замена и др.).

Поскольку установка насоса производится в уже действующую систему отопления, то не обойтись без сварочных работ.

Причем сварщик должен быть высокой квалификации, поскольку сгоны придется вваривать в трубу, которая достаточно близко расположена к стене.

До прихода сварщика необходимо слить воду из системы и приготовить для шарового крана два сгона, с помощью которых он будет стационарно приварен к выходной трубе. В случае его поломки, кран придется вырезать и заменять новым. Но поскольку, основное положение этой арматуры – закрытое, ее эксплуатационный ресурс сравним со сроком службы всей системы отопления. Поэтому беспокоиться не о чем.

Байпас с дюймовой резьбой представляет собой симметричную сборку с насосом в центре, к которому с помощью гаек «американок» с двух сторон крепятся латунные уголки (на входе – с фильтром грубой очистки). Далее идут краны, к концам которых прикручиваются сгоны, служащие для приварки к выходной трубе. Места резьбовых стыков необходимо уплотнить прокладками или обмоткой, рассчитанной на высокую и постоянно действующую температуру.

Циркуляционный насос, как уже было отмечено выше, имеет три режима мощности, выставляемый с помощью переключателя, расположенного на корпусе гидравлического нагнетателя.

Далее на выходной трубе вырезается участок, который будет заменен шаровым краном со сгонами.

Вначале вертикально вверх привариваются сгоны байпаса, затем горизонтально – шарового крана.

Главное при этом – не закапать резьбу сгонов расплавленным металлом.

По завершении сварочного процесса, в предназначенные для него сгоны вворачивается шаровой кран. Точно также, последовательно собирается байпас с циркуляционным насосом посередине. Причем ось вращения ротора насоса должна быть расположена горизонтально. Это обеспечит долгую и безаварийную работу гидроагрегата.

Все резьбовые соединения тщательно уплотняются и затягиваются инструментами соответствующего размера и формы.

Для надежности сборки и повышения эстетичности ее можно покрыть краской под цвет труб системы отопления.

Прежде чем подключать циркуляционный насос к электрической сети питания, необходимо выставить краны в рабочее положение: на выходной трубе – закрыто, на байпасе – открыто. Нельзя допускать, даже на короткое время при работающем котле ситуацию, когда все краны были бы закрытыми. Это может привести к выходу из строя генератора тепла.

Байпас на батарее отопления

Радиаторы отопления через обходные трубопроводы подключатся только в случае однотрубных магистралей. В двухтрубных системах и в случае коллекторной разводки обводные патрубки в систему врезать не имеет никакого смысла. В таких отопительных системах радиаторы подключены параллельно, и к каждой из батарей поступает теплоноситель одинаковой температуры из подающей магистрали. Если выйдет из строй какой-либо один из контуров системы, если имеются отсекающие краны, на работу всей системы это не повлияет.

В системах с одной трубой вследствие подключения теплоотдающего оборудования температура теплоносителя падает по мере движения по контуру. Чем большей теплоотдачей отличается радиатор, чем холоднее на выходе будет жидкость. Если байпас на отопление здесь не предусмотрен, то первая батарея возьмет максимум тепла и будет очень горячей, а через последний радиатор пройдет лишь слегка теплая жидкость.

Соединяя подачу и обратку трубой-перемычкой около каждой батареи, поток теплоносителя делится на два. Одна часть движется к радиатору, отдавая тепло, а вторая часть, сохранив температуру, идет по обводу и на выходе соединяется с потоком из батареи. Так удается доставить достаточно тепловой энергии, даже до последней батареи в системе. По такой схеме работает и подключается и байпас на полотенцесушитель.

Виды

Широкая область использования вынудила конструкторов и инженеров создавать самое разнообразное оборудование для конкретных целей. Различия между байпасами обусловлены либо видом запирающей арматуры, либо целевым предназначением. Изделия с краном относятся к механической группе. Все управление таким устройством производится вручную манипуляциями с краном, располагаемым в основном в центральной части перемычки. Допускается использование как трехходовых, так и шаровых перекрывающих устройств, на принципе действия это не отражается.


Байпасная линия может быть выполнена и с использованием клапана. Это уже полностью автономное от людей устройство, которое в процессе работы не регулируется. Резина, из которой делается шарообразный клапан, придает ему избыточную плавучесть. Подобная техника обычно используется в прямой связке с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды. Подключение их друг к другу позволяет обеспечить одновременный запуск.

Несмотря на удобство и эргономичность автоматизированной схемы, она применима не везде. Допускается использовать подобные устройства исключительно в контурах с безупречно чистой жидкостью. Внутри старой металлической трубы сплошь и рядом встречаются накипь, ржавчина, окалины и посторонние примеси. При контакте с мягким клапаном они способны очень быстро вывести его из строя. А невозможность до конца открыть или закрыть ход жидкости лишит автоматический контур основного преимущества.

Радиаторный тип байпаса (с накладным термостатом или без него) подразумевает монтаж их рядом с нагревательными батареями, что позволяет отключать такие батареи в случае необходимости. Другой тип – насосный, устанавливается всегда рядом с перекачивающими аппаратами и, наряду с полной остановкой, дает возможность корректировать режим их работы. Совершенно блокировать работу того или иного компонента бывает нужно, чтобы отремонтировать или заменить его. При этом через байпас водяной поток будет проходить свободно, связывая остальные радиаторы и котел (либо части водопровода) максимально стабильно. Также резервные системы питания приходится использовать, чтобы преодолеть объективные слабости однотрубной отопительной системы.

В ней теплоноситель неизбежно распределяется недостаточно равномерным образом. Последовательное питание радиаторов по объективным причинам оборачивается остыванием жидкости, и уже в последних нагревательных приборах она циркулирует с очень малой эффективностью. Но если до радиатора смонтирован байпас, проблема несколько смягчается. Определенная доля нагретой воды добирается без потери тепла даже в самые дальние углы и идет обратным ходом спокойно. Особенно ценно такое преимущество в крайне длинных и разветвленных контурах.

Похожим образом удается регулировать тепловую отдачу радиаторов даже в двухтрубных системах. Все, что нужно – перекрытие крана в определенном месте. Дальше теплоноситель станет поступать лишь на участки, где в нем есть необходимость. Байпас ставится также в тех домах, где электропитание нестабильно. Закрытие крана, подающего жидкость через неработающий временно насос, позволяет восстановить стабильное действие системы в целом. Да, естественная циркуляция менее эффективна, чем искусственная, но в такой ситуации выбирать не приходится.

Шаровой кран в байпасе прикрывают, когда требуется:

  • починить насос;
  • заменить его после поломки;
  • вычистить грязь из сеток фильтра.

Инжекционная схема байпаса отличается небольшой величиной и разработана специально для систем, монтируемых на небольшом участке. Клапанный тип всегда делается стандартной величины, в таком байпасе встроенный насос, фильтры и краны выставлены по прямой линии. К сведению: запрещено монтировать байпасы, имеющие насосы, если в котле уже есть свой собственный источник циркуляции. Формирование параллельной обводки производится в соответствии с требованиями СНиП. Эти нормативы нужно учесть при подборе комплектующих, вплоть до незначительных деталей.

Схемы монтажа байпаса в системе отопления

Установка байпаса на батарею отопления должна производиться с выполнением условий по диаметрам труб в узле, подбором оптимального места и правильной компоновки. С учетом возможности случайного перекрытия основного контура отопления, не допустимо наличие запорной арматуры на участке от стояка до самого байпаса и на самом байпасе. Для сбалансированной работы системы, перемычку байпаса необходимо монтировать на максимальном удалении от магистральной трубы и на минимальном от самой батареи.

Схематически узел байпаса в системе однотрубного отопления представлен в следующей таблице:

Схема монтажа байпаса при диагональном, нижнем и боковом подключении в однотрубной системе отопления. ДУ1 – диаметр условного прохода трубы стояка отопления.  ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору (от тройника до радиатора отопления). Данный диаметр должен быть на один размер меньше диаметра трубы стояка. ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и на два размера меньше трубы стояка.

Более детально все компоненты, входящие в узел байпаса, рассмотрены в двух следующих схемах. Они являются распространенными, но стоит отметить о наличие иных вариантов исполнения — с использованием металлопластиковой трубы с опрессовкой фитингов или готового байпаса, с уже нанесенными резьбовыми участками.

Первая схема — байпасный узел радиатора, выполненный из полипропиленовых труб с напаянными фитингами:

1) Труба контура отопления (стояк).
2) Резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.
3) Участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса.
4) Тройники, разделяющие поток на трубу подводки и на байпас.
5) Участок подводки к радиатору.
6) Перемычка-байпас.
7) Фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые (металлические).
8) Штуцеры, вкручиваемые в радиатор, для соединения с накидными гайками (американками).
9) Накидная гайка (американка)
10) Терморегулятор.
11) Запорный кран.

Используя металлические трубы, монтаж байпаса можно производить как при помощи сварки, так и с применением деталей с резьбовыми соединениями (краны, тройники, переходники).

Сантехнический комплект металлических изделий для обвязки радиатора с установкой байпаса.

Для чего нужен байпас

Использование прибора предусматривает следующие основные задачи:

  • при функционировании отопительной системы в нормальном режиме теплоносители должны свободно проходить через перемычку;
  • регулировка отдачи тепла радиаторных батарей в двухтрубных системах, закрытием кранов в выбранных местах, направляя тем самым горячие теплоносители в зоны, нуждающиеся в дополнительном обогреве;
  • модернизация однотрубных систем отопления. Последовательное подключение батарей приводит к постепенному остыванию рабочей жидкости, результат — к крайним радиаторам носитель поступает сильно охлаждённый. Установка перед всеми радиаторами байпасов позволят осуществлять движение определённой части теплоносителя в обход радиаторных батарей (количество можно регулировать степенью открытия запорных механизмов). В результате жидкость поступает горячей к самым удалённым приборам;
  • проведение ремонтных работ без прекращения функционирования всей отопительной системы. Для чего полностью закрываются краны на входе и выходе к отдельному прибору, а носитель будет продолжать поступать к остальным радиаторам по перемычкам;
  • поддержание работоспособности системы при кратковременных отключениях электропитания. При закрытии подающего крана электрического насоса, носитель будет поступать через перемычку самотёком.

С этим читают