Как состарить дерево своими руками?

Покраски скребками в стиле Прованс

Результат будет примерно таким же, как при использовании наждачной бумаги. Разница состоит в том, что наждачная бумага не только убирает часть краски, а также выравнивает поверхность дерева, если в том месте были неровности (что не подходит, если вы хотите сохранить структуру дерева, оставив ее максимально натуральной). Второе отличие — наждачная бумага используется только после высыхания краски.

Необходимые материалы: кисть, краска, скребок (или любая ненужная пластиковая карточка).

Инструкция:

  1. Сначала покрасьте дерево.
  2. После того, как краска немного подсохнет (не полностью высохнет, буквально несколько минут, когда покрытие уже сформировалось, но еще липкое на ощупь), возьмите скребок или старую пластиковую карточку и соскребите часть краски в некоторых местах.

СОВЕТ: Если вы красите мебель, то соскребите краску на углах и краях, ведь именно там она чаще всего слазит в процессе использования. Таким образом, эффект старины будет выглядеть более натурально.

С помощью свечки

Это универсальная техника, которая помогает придать древесине или деревянной мебели старинный вид. Ее можно использовать как на необработанном дереве, так и на уже окрашенной древесине и мебели. Подходит для покраски в один или несколько слоев.

Например, вот такой результат получается при покраске этим методом в белый цвет (детальное руководство читайте статье «3 метода покрасить дерево в белый цвет»)

Давайте детально разберем, как с помощью этого метода покрасить дерево, сделав три слоя (коричневого, белого и желтого цвета).

Необходимые материалы:

  • краска (коричневая, белая и желтая)
  • кисть, свечка, тряпка.

Пошаговая инструкция:

Шаг 1: Первый слой краски

  1. Определитесь с цветом краски, которую возьмете за основу. Это будет первый, нижний слой краски, который нанесем непосредственно на дерево. В данном случае используем темно-коричневый цвет.
  2. Покрасьте древесину немного хаотичными мазками, не закрашивая поверхность полностью и равномерно.
  3. Оставьте до полного высыхания.

Шаг 2: Используем свечку

Возьмите свечу и потрите ей поверхность дерева в нескольких вразнобой выбранных местах (при этом довольно сильно давите на свечу, чтобы на дереве остался явный след от воска или парафина).

  • Шаг 3: Второй слой краски Выберите цвет для следующего слоя и нанесите краску (здесь используем белый). На этом этапе краску можно наносить равномерно на всю поверхность, а не мазками, как с первым слоем. Оставьте до полного высыхания.
  • Шаг 4 :После этого возьмите тряпку и протрите поверхность, причем с некоторым давлением. В тех местах, где был нанесен воск, краска отстанет от поверхности. Если вам достаточно двух слоев, то на этом можно и остановиться, а если нет – следуем дальше.
  • Шаг 5: Третий слой краски Повторите шаги 2 и 3, но последний уже с использованием краски другого цвета (здесь это будет желтый). После того, как краска высохнет, можно нанести защитный лак. Последнее не обязательно в силу того, что мы специально придавали старинный вид, так что если краска со временем начнет немного отставать этого не будет заметно.

Все ли так просто на самом деле?

Нет, далеко не все. Конечно, если текстурируется небольшая деталь, например, крышка деревянной шкатулки, особых трудностей не возникнет. Но при обработке больших поверхностей или серийном производстве деталей в простой на первый взгляд технологии обнаруживается много подводных камней.

К чему быть готовым?

  1. При работе с большим объемом древесины производительности обычной дрели или угловой шлифмашинки часто не хватает. Работа «на износе» повышает вероятность выхода инструмента из строя. Отчасти данную проблему решает уменьшение оборотов, но это отражается на снижении производительности процесса.
  2. Удержание инструмента, работающего на максимальной скорости, требует немалых физических усилий. Сам процесс браширования весьма долгий и нуждается в постоянном контроле, в противном случае нельзя гарантировать однородность рельефа; еще один распространенный дефект – появление прижогов.
  3. Работа со смолистой древесиной имеет свою специфику. Из-за высокого трения брашировальные щетки сильно нагревают обрабатываемую поверхность. Это приводит к проступанию смолы, что добавляет головной боли в процессе работы и на этапе отделки.

Механический способ состаривания мебели

Данный способ является в народе самым распространенным и более всего подходит для безопасного применения в домашних условиях. Он имеет три способа осуществления:

Первый способ. Он очень прост. Обрабатываемую поверхность зачищают металлической щеткой, и покрывают белой лазурью, ждут, пока она высохнет. Лазурь – это полупрозрачное покрытие, через которое проглядывает природная структура дерева.

Когда покрытие полностью просохнет, снова зачищаем щеткой. Результатом такой обработки является беленая деревянная поверхность, имеющая небольшие потертости и рельеф.

Второй вариант. Он немного сложнее, чем первый: щеткой удаляют мягкие волокна дерева, создавая неоднородную структуру, а потом красят для усиления эффекта. Сначала по поверхности проходят наждачной бумагой, затем металлической щеткой, которую при желании можно заменить болгаркой с соответствующей насадкой, удаляются древесные волокна. После этого нужно очистить рабочую плоскость от опилок, чтобы они не мешали и не закрывали работу. По окончании данной процедуры поверхность становится контрастной и рельефной. Чтобы усилить и подчеркнуть ее красоту нужно произвести окрашивание лазурью в два слоя. Покрытие наносить с помощью кисточки или валика. Выждав после нанесения пару минут, убрать губкой излишки, наблюдая за проступающим рельефом. Как только изделие приобретет желаемый вид, нужно прерваться и оставить его до полного высыхания. После этого нанести лаковое покрытие.

Если вам по душе состаренная мебель в стиле «прованс», под лаковое покрытие следует нанести дополнительное тонкое покрытие из белой лазури. После его высыхания можно нанести в качестве завершающего слой прозрачной лазури. Такой вариант состаренной мебели своими руками очень хорошо смотрится, если в убранстве помещения преобладают светлые тона.

  • Третий вариант – многослойное окрашивание. Перед его началом поверхность мебели нужно повредить всяческими инструментами, оставляющими различные следы: постучать по ней молотком, поводить пилой, исцарапать шилом и т.д. Далее дерево следует загрунтовать слоем прозрачного антисептика, дать хорошо просохнуть и нанести сплошной слой антисептической краски. После полного высыхания можно еще раз обработать изделие сначала крупной, а потом мелкой наждачной бумагой. На первом слое «след веков» не должен проступать сильно. Мастера, занимающиеся декорированием мебели, утверждают, что отличный результат дает неравномерное покрытие деревозащитным, антисептическим средством «Пиннотекс».

  • После ошкуривания нужно смахнуть образовавшуюся труху и вскрыть дерево белой лазурью. Через ее слой будет просвечивать темное базовое покрытие. Причем равномерная окраска в данном случае неуместна, т.к. видимость старой потертой поверхности подчеркивают наплывы и прогалины в покрытии. После высыхания этого слоя нужно в очередной раз применить металлическую щетку, имитируя на поверхности мебели структуру старой древесины. На этой стадии расцветка начинает резко контрастировать. Но тона старой древесины всегда более приглушенные. Сгладить резкий перепад можно, применяя белую лазурь, разведенную пополам с уайт-спиртом.

Подготовка к работе

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.

Технология Какие породы рекомендуется использовать
Состаривание при помощи химического воздействия Дуб, ива, орех, клён, бук, красное дерево, липа, осина.
Методики, связанные с механической обработкой поверхностей Всё кроме тика, клёна, вишни, бука и груши. Особенно подходят: сосна, лиственница, дуб и ясень.

Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты

Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).

Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке.

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.

Мастер-класс. Как состарить дерево?

Технология браширования – поэтапно

Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины

Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

Обработка древесины ручной металлической щеткой

Дрель с регулируемой скоростью сделает процесс браширования более производительным

Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

Движение инструмента необходимо осуществлять по направлению волокон древесины

  • Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
  • Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

Лакирование изделия

Декоративный разнос с эффектом состаренной древесины

Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Эффекта состаренной древесины можно добиться и с помощью обжига паяльной лампой

Обработка наждачной бумагой после обжига пламенем

Вид массива после обжига и покрытия лаком

Брашировка древесины своими руками

При большом желании искусственно состаренную древесину можно изготовить и самостоятельно:

  • Выбранную заготовку нужно немного увлажнить, это избавит от выделения древесной пыли при работе. Вначале заготовка обрабатывается твердой металлической щеткой. Ее жесткость подбирают опытным путем. Необходимо чтобы щетка хорошо удаляла мягкие поверхностные волокна, но при этом не нарушала структуры твердых волокон. Движение закрепленной на шлиф машинки или болгарке щетки проводят по направлению волокон. Скорость вращения также подбирается предварительно на образце, для каждой древесины скорость может существенно различаться. При работе вручную проблем с подбором скорости вращения щетки не возникает, но при этом значительно усложняется и удлиняется процесс подготовки древесины.
  • После использования металлической щеткой используют с абразивной щетиной. С помощью этой насадки или щетки снимаются все обрывки волокон и шероховатости. На этой стадии при помощи стамески можно дополнительно добавить различные углубления и бороздки. Им можно придавать вид естественных трещин на дереве.
  • В дальнейшем необходима финальная полировка, она обычно проводится при помощи щетки с сизалевой щетиной. Вручную можно использовать наждачную бумагу. На этом этапе необходимо добиться идеального полирования всей поверхности.
  • Особый декоративный вид деталь приобретает, если на последних этапах ее тонировать, окрашивать, золотить. Часто используется морилка. Пропитывание морилкой и ее быстрое удаление позволяет прокрасить участки с самыми мягкими волокнами, а твердые при этом практически не окрашиваются.
  • Оригинальный вид дереву придает окраска золотистой или серебристой краской. Частицы красящего пигмента при нанесении красителя забиваются в микротрещины, что обеспечивает появление бликов в солнечную погоду. Использовать для окраски можно разные красители, но они обязательно должны быть предназначены для работ с деревом. После окрашивания поверхность рекомендуется еще раз полировать, это избавит изделие от шероховатостей.
  • На последнем этапе нужно нанести несколько слоев лака. Перед нанесением слоя лака предыдущий должен хорошо просохнуть и его нужно также полировать.

При достаточном опыте процесс браширования древесины и использование при этом специальных устройств не отличается особой трудностью. При этом можно изготовить самые эксклюзивные изделия, начиная от настенных полок и заканчивая шкафами и кухонными гарнитурами.

Как самому можно состарить древесину, расскажет видео:

Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне

Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.

Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.

Прованс

Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.

Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции.

  • преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
  • искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
  • разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
  • множество элементов из дерева в отделке;
  • искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
  • фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
  • предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
  • обрешеченные панорамные окна;
  • деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.

Знаете ли вы? Самым высоким деревом в мире считается секвойя из Штата Калифорния. Ее ствол разросся до 115-метровой высоты, а в диаметре он достигает 8 м.

Шебби-шик

Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.

Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному.

  • отсутствие белых тонов;
  • превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
  • яркие контрастные цвета;
  • использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
  • на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
  • имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
  • из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
  • в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
  • отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.

Знаете ли вы? В Соединенных Штатах Америки к категории антикварных предметов относят все поделки, изготовленные до 1830 года, в Канаде — до 1847 года, а в Великобритании — до 1917 года.

Винтаж

Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.

Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.

Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи.

  • превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные — бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
  • рисунки с цветами и растительностью;
  • искусственно сделанные изъяны;
  • напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
  • не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
  • лепнина в классическом стиле;
  • использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
  • присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
  • антикварная мебель из древесины и кованого металла.

Важно! Для искусственного состаривания рекомендованы пиломатериалы из следующих пород дерева: сосна, ель, дуб, ясень, лиственница, орех, венге, дуссия, метобо, кемпас, мербау. Доска может иметь сучки и другие изъяны — это даже к лучшему

Состарить дерево своими руками брашированием

Метод прост, но для него подходит не каждая порода. У ели, лиственницы, дуба, венге крупные волокна и результат получится впечатляющим. Ольха, вишня, береза, тик, напротив, непригодны для браширования из-за мелковолокнистой фактуры. Когда вы определитесь с материалом, нужно подготовить инструменты. 

Последовательность действий

  • Намочите предмет водой, чтобы не было древесной пыли при обработке. 
  • Пройдитесь по нему металлической щеткой, двигаясь вдоль волокон. Жесткая щетка выберет мягкие волокна, не повреждая твердые. Древесина станет более рельефной. Чем глубже рельеф, тем более состаренным кажется дерево. 
  • Абразивной щеткой или наждачной бумагой зачистите поверхность от заусенцев и шероховатостей. 

Осталось нанести покрытие и подождать, пока оно высохнет. Для усиления декоративности можно покрасить изделие в два цвета. Бороздки — в светлый оттенок, выпуклый рельеф — в темный.

Instagram @polychrome_spb78

Instagram @mara_nova_dolls

Способ 2: Примените физическую силу

Старая и потертая древесина выглядит так, будто она прошла через многое в своей жизни. Этого нельзя сказать про новую древесину, поэтому приходится импровизировать при создании нужного нам рельефа поверхности.

Отличный способ придать дереву необходимый рельеф — оставить следы любыми подручными тяжелыми предметами. Чем разнообразнее, тем лучше.

Молотком можно сделать вогнутые следы.

Резьба от больших саморезов оставляет равномерные следы.

Положите горсть саморезов в лоскут ткани и побейте этим мешочком вашу деревянную доску. На выходе вы получите все возможные виды повреждений от головок, резьбы, острых концов саморезов.

Стальную цепь можно использовать для неравномерных повреждений. Жирные цепи оставляют цветовые пятна.

Стиль Прованс в интерьере

Отличительной чертой французского кантри является простор и мягкость цветов. Создавая в доме этот стиль, можно покрасить стены и мебель в цвет от молочного до мягкого лавандового. При этом не надо забывать использовать искусственно состаренные предметы интерьера. Прованс характеризуется натуральными материалами, к которым относится дерево, камень и хлопок.

Стилистические решения для французского кантри:

  1. Потолки могут быть просто выкрашены в белый цвет, хотя для Прованса более характерны балочные.
  2. Стены могут быть оформлены лаконичными обоями со спокойными тонами, кирпичной кладкой, неаккуратно нанесенной штукатуркой.
  3. Пол должен отличаться «массивностью» и быть выполнен из дерева или камня. На сегодняшний день существуют материалы, которые их имитируют.
  4. Цвет для интерьера в стиле Прованс лучше выбирать насыщенных пастельных тонов.
  5. Созданная своими руками мебель должна создавать такое впечатление, будто она переходила из поколения в поколение.

Создавая старинный стиль, нужно продумать каждую деталь интерьера. Можно использовать льняные салфетки, статуэтки или какие-нибудь растения.

Как состарить дерево? Шлифовка дерева

В производственных условиях для шлифования дерева имеются специальные станки, которые предусматривают и скорость подачи дерева, и удаление древесной пыли. Однако для обыкновенного любителя подобное оборудование – вещь дорогая, да и не особо необходимая. Конечно же, если вы намерены заниматься состариванием древесины профессионально, то лучше приобрести щеточную машину, однако самым простым вариантом для шлифования станет болгарка, либо дрель. Желательно только, чтобы они имели возможность регулировки оборотов.

В принципе, процесс браширования древесины представлен тремя основными этапами:

  1. Черновая выборка из дерева мягких волокон;
  2. Шлифование;
  3. Полирование.

Каждый из этапов нуждается в отдельной щетки. Первый этап предполагает использование металлической щетки, ее еще называют крацовка. Однако при работе ею могут остаться мелкие царапины и на самих годовых древесных кольцах, от которых избавиться при последующей обработке не так-то просто. Поэтому необходимо придерживаться некоторых правил:

1 В первую очередь, щеткой необходимо водить только вдоль древесных волокон – в противном случае можно повредить сами кольца и испортить натуральный рисунок дерева.
2 Скорость, с которой передвигается металлическая щетка, и нажим на нее должны быть примерно одинаковыми – иначе могут получиться ямы.
3 Источник света при работе нужно разметить с боковой стороны под острым углом таким образом, чтобы световой луч направился поперек древесных волокон – это позволит лучше наблюдать за поверхностью, над которой ведется работа.
4 Не нужно слишком сильно давить на обрабатываемую поверхность – двигатель перегружается и возрастает риск преждевременной поломки инструмента.
5 Скорость оборотов щетки не должна превышать 3 000, наиболее оптимальный вариант – 2-2,5 тысячи оборотов, иначе она может просто-напросто разлететься в разные стороны.
6 Работу обязательно проводить в защитных очках, и не стоит забывать о защите рук перчатками, потому как мелкие кусочки металлической щетины от щетки отлетают порой на несколько метров и могут поранить. Также нужно не забывать о защите органов дыхания и удалении пыли – при проведении таких работ древесной пылью покрываются даже ресницы, представьте, что будет с легкими.
7 Если щетка новая, то ее необходимо «обкатать» — в противном случает древесная заготовка будет слишком сильно «махриться».
8 Работать нужно только лишь в одном направлении – только вращение. Реверс лучше вовсе не включать, потому что это буквально «уничтожит» металлическую щетку.
9 Еще один немаловажный момент – влажность дерева не должна быть выше 15%. В ином случае в итоге получится не текстурированная поверхность, а «мохнатая».

Кстати, при работе с твердой древесиной, например, дуб или лиственница, нужно обязательно удалять пыль, потому как пылевые частички данных древесных пород считаются канцерогенными и могут привести к раковым заболеваниям легких.

Для получения более качественной отделки и избавления от излишнего «ворса» придется использовать еще одну щетку – шлифовальную дисковую из полимерно-абразивного материала. Если так, чтобы было понятно – пластиковую (нейлоновую) с наиболее распространенным размером зерна, равным 120-ти.

Абразивная щетка универсальна. Она характеризуется деликатной обработкой поверхности. Ее использование и вовсе позволяет исключить металлическую щетку, особенно если вам необходимо обработать изделие деликатно, либо если вы намерены избежать царапин, которые остаются после металлических щеток.

Оцените статью
stroycollege12.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector