Отопительные котлы на дизельном топливе. покупаем правильно

Минусы применения котлов

К ним относятся:


  • дороговизна отопления соляркой;
  • жесткие требования к качеству топлива;
  • неприятный запах и шум;
  • постоянные проверки котла.

Дороговизна

Цена на ДТ и солярку постоянно меняется, чаще в сторону увеличения.

При средней стоимости 38 рублей за литр покупка тонны топлива обойдется в 38 тыс. р., что при длительном отопительном сезоне составит крупную сумму.

Отопление соляркой дороже обогрева сжиженным газом, углем или дровами.

Но эти затраты меньше, чем стоимость обогрева электроприборами и электрическим котлом.

Жесткие требования к качеству топлива

При низком качестве солярки, наличии в топливе посторонних углеводородов, воды, механических взвесей оборудование быстро портится. Горелки выделяют копоть, которая забивает форсунки, осаждается на теплообменниках и стенках камеры сгорания, в дымоходе.

В результате КПД устройства сильно снижается, приходится проводить внеплановые чистки котла с привлечением специалиста. Поэтому лучше закупать большую партию качественного топлива у проверенного поставщика.

Неприятный запах и шум

Запах солярки исходит от топливного резервуара. При плохой вентиляции котельной он проникает и в жилые комнаты. Пары солярки создают опасность возгорания.

Для устранения запаха в техническом помещении делают приточно-вытяжную вентиляцию.

Шум от горелок бывает довольно сильным. Для снижения гула вентиляторов и пламени используют горелки с шумопоглощающим кожухом или закрывают котельную плотной дверью.

Постоянные проверки

Прибор нельзя надолго оставлять без присмотра. Автоматика отключает устройство при любых сбоях в работе. Если это произойдет зимой, вода в системе отопления быстро замерзнет.

Оборудование отопителя нуждается в постоянных проверках. Полный осмотр делают вначале и по окончании отопительного сезона, для чего приглашают специалиста. Внеплановые проверки проводятся при частом самопроизвольном отключении горелок и поломках.

Обзор производителей

Производителей дизельных котлов множество. Есть отечественные, из ближнего, дальнего зарубежья. Предложений столько, что выбрать трудно. В таком случае принято ориентироваться на самые популярные.

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Удобны для отопления дач и домов с нерегулярным проживанием. Работают автономно, используется туброциклонная горелка – одна из последних разработок, которая позволяет экономить топливо. Есть возможность контролировать как температуру в помещении, так и температуру теплоносителя, встроена система самодиагностики.

Мощность котлов на дизельном топливе Kiturami (Китурами) от 10,5 до 34 кВт, расход топлива от 1,13 литр/час до 4,3 литр/час. Есть двухконтурные модели, с возможной подачей горячей воды от 3,8 литра/мин до 20 литр/мин.

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Котлы «Будерус»

Кампания Buderus (Будерус) выпускает котлы на дизельном топливе из стали и чугуна. Популярны чугунные котлы модели Logano G  (Логано) . Есть мощностью от 25 кВт до 95 кВт. В другой линейке есть более мощные до 1200 кВт.

Работают на стандартном дизельном топливе или на горючем с пониженным содержанием серы. Интересны тем, что в модификации Unit горелки оптимизируют топливную смесь, добиваясь почти полного сгорания газа, что уменьшает образование сажи и количество выбросов. Эти агрегаты имеют простое управление, легкую установку требуемых параметров работы. Интересна может быть возможность расширения функционала автоматики путем установки дополнительных модулей (не нужно менять блок автоматики в целом, а лишь докупить блок, который обеспечивает интересующие вас функции).

Котлы «Будерус» на дизельном топливе

Стальные котлы Buderus Logano S выпускаются только промышленных мощностей – от 450 кВт мощности. Это промышленные агрегаты работать могут на двух видах горючего — газе и жидком топливе.

Navien

Корейские дизельные котлы Navien (Навьен ), выполнены в виде прямоугольника. Их дизайн больше похож на европейский. Отличительная черта —  небольшие габариты.

В котлах с маркировкой Navien KG имеется предварительный подогрев топлива перед подачей в форсунку. Наддувной вентилятор подает топливо под достаточно высоким давлением, чем обеспечивается также эффективное удаление продуктов горения в дымоход. Теплообменник из нержавейки, и адаптированный под российское топливо фильтр, который имеет сменные картриджи для простой и быстрой очистки или замены. Пульт управления русифицированный, автоматика защищена специальной микросхемой на входе, которая позволяет котлу работать без сбоев при параметрах сети 230 В ±30%.

Потому котлы на жидком топливе Navien достаточно популярны: производители учли многие особенности сетей нашей страны. Мощность от 13 кВт до 40 кВт, расход топлива от 1,46 литр/час до 4,65 литр/час, производительность по горячей воде – до 22,9 литр/мин


Дизельные котлы Navien

Saturn (Сатурн)

Котлы Saturn (Сатурн) – агрегаты еще одной корейской фирмы. Работают на дизельном топливе и керосине, использовать отработанное топливо производители не советуют. Отличаются наличием медного теплообменника (труба длиной 20 метров и диаметром 15 мм). Радуют обладателей тихой работой, минимальными размерами. Их можно ставить в жилом помещении. Мощность дизельных котлов Saturn (Сатурн) от 13,5 кВт до 35 кВт, расход топлива от 2,01 литр/час до 4,54 литр/час.

Котлы на жидком топливе Saturn (Сатурн)

Если сравнить с котлами Navien, налицо больший расход топлива на отопление при практически тоже мощности оборудования.

Котлы на жидком топливе Ferroli

Ferroli выпускает битопливные котлы. Они работают на газе и/или на жидком топливе. Корпус и теплообменник – чугунные. Корпус изолирован слоем стойкого к температурам материала. В модели GN2 N выпускается мощностью от 106 кВт до 252 кВт, масса от 360 кг до 780 кг.

Котлы на жидком топливе Ferroli

Чугунные котлы модели GF N работают на твердом и жидком топливе. Мощность котлов этой линейки от 12,7 кВт до 27,5 кВт. Оборудованы системой защиты от перегрева и предохранительным клапаном, в топке можно сжигать как крупные, так и мелкие куски древесины, переключать ее в режим «жидкого топлива». Эти модели только одноконтурные (воду не греют).

В принципе, уже из этих марок можно выбрать оборудование для любых условий и потребностей, а их на рынке еще не один десяток, а может, и не одна сотня. Так что вооружитесь терпением, и выбирайте. Удачи!

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Kiturami Turbo 13R

Наиболее распространенный и проверенный временем корейский двухконтурный дизельный котел мощностью 13 кВт (существуют версии и другой мощности). Поскольку котел находится в бюджетной ценовой категории, теплообменник у него стальной, хотя вторичный (для ГВС) – медный. Несмотря на КПД 86% и расход до 1,97 кг/час (2,25 л/час), модель популярна благодаря своей надежности, широкому функционалу автоматики и доступной ценой, одной из самых низких на рынке.

Главным преимуществом является наличие в заводской комплектации комнатного термостата, с помощью которого можно более точно и удобно регулировать температурный режим (что влияет и на экономичность). Также автоматика имеет различные режимы отопления, автодиагностику, защиту от перегрева и режим предотвращения замерзания.

Стоимость: 29 000-33 500 руб.

Navien LST-17KG

Еще один распространенный корейский двухконтурный котел на дизтопливе мощностью 17 кВт. Оснащен стальным теплообменником. Отличается более высоким КПД 90% и более низким расходом – 1,93 кг/час (2,2 л/час). Модель все так же оснащена дистанционным управлением через комнатный термостат. Весомым преимуществом является наличие возможности программирования работы котла, что позволяет существенно снизить расход топлива, например, запрограммировав снижение температуры до 15°C на время отсутствия хозяев дома (работа, отдых, поездки).

Согласно отзывам владельцев и практике монтажа, за более, чем 6 лет работы данных моделей, не наблюдалось практически не единой неисправности.

Стоимость: 33 200-35 000 руб.

De Dietrich EFU 22 (B-Control)

Один из лучших дизельных котлов для отопления частного дома, особенно площадью более 200 м2. Это французская низкотемпературная одноконтурная модель мощностью 22 кВт. Отличается долговечным чугунным теплообменником и высоким КПД – до 97,3%. Котел соответствует наиболее высоким экологическим нормам, на практике работает практически бесшумно (благодаря теплообменнику с трехходовым удалением газов и звукоизоляции). Имеет функциональные органы управления, автоподжиг, возможность подключения внешнего термостата (в комплекте его нет). Единственными недостатками являются большой вес (185 кг) и высокая стоимость.

Обратите внимание, что котел имеет открытую камеру сгорания и атмосферную горелку, поэтому нуждается в естественной вентиляции через классический вертикальный дымоход. Стоимость: 116 000-135 000 руб

Стоимость: 116 000-135 000 руб.

Ferroli ATLAS 32

Универсальная итальянская одноконтурная модель со сменной горелкой (дизель – горелка SUN G, газ – SUN M) мощностью 32 кВт. Отличается высокой надежностью и КПД до 94,3%, а также долговечным чугунным теплообменником. Имеется защита от перегревания и замерзания, возможно подключение внешнего термостата. Работает котел практически бесшумно, но имеет открытую камеру сгорания. Явных недостатков за опыт монтажа и эксплуатации выявлено не было.

Стоимость: 53 500-61 000 руб. + горелка Ferroli SUN G – 25-29 тыс. руб.

Lamborghini AXE 3 32

Еще один итальянский универсальный одноконтурный котел со сменной горелкой (газ-дизель) мощностью 32 кВт. Практически не отличается от предыдущего аналога, оснащен таким же чугунным теплообменником с трехходовым отводом газов, известен надежностью, имеет стильный дизайн. Тем не менее, имеет более низкий КПД 91,6% и более ограниченный функционал (подключение внешнего управления возможно). Под корпусом имеется слой теплоизоляции, также можно отметить простоту эксплуатации и обслуживания.


Стоимость: 51-65 тыс. рублей + горелка Lamborghini Fire 3 – 22 600-27 000 руб.

Популярные модели

Если вы собираетесь купить дизельный котел для отопления частого дома, вам пригодится информация о самых популярных моделях. Вместе с техническими характеристиками мы расскажем об ориентировочных ценах.

Kiturami STSO-13R

Перед нами компактный дизельный котел, предназначенный для напольного монтажа. Его тепловая мощность составляет 15,1 кВт, он может использоваться для обогрева зданий и домовладений площадью до 150 кв. м. Данная модель является двухконтурной, поэтому над проблемой подготовки горячей воды можно не задумываться. Расход топлива довольно большой – он составляет до 2,12 кг/час. Производительность контура ГВС – до 9,7 л/мин. Камера сгорания – закрытого типа, теплообменник – из нержавеющей стали, система управления – электронная. Отличный прибор для обогрева загородных домовладений и жилых дачных домиков. Его цена составляет около 30-40 тыс. рублей.

Navien LST 13KG

Еще один двухконтурный дизельный котел отопления для частного дома от известного бренда. При мощности в 13 кВт он может обогревать помещения площадью до 130 кв. Производительность контура ГВС составляет 7,5 л/мин, КПД – более 90%. При всем этом его стоимость составляет около 33 тыс. рублей – рекомендуем к приобретению. В комплекте поставляется комнатный термостат с функцией программирования режимов работы.

Buderus Logano G125 SE-40

В заключении мы рассмотрим более серьезный и более дорогой агрегат, работающий на солярке. Он обладает мощностью 40 кВт и может отапливать не только домовладения, но и здания любого назначения. Для большей выносливости аппарат наделили мощным чугунным теплообменником. Камера сгорания здесь открытая, второго контура нет

Отдельно заострим внимание на расходе топлива – он составляет 3,7 л/час. Для организации горячего водоснабжения к оборудованию подключатся бойлеры Logalux LT и Logalux ST

Стоимость аппарата составляет около 125 тыс. рублей.

Расход топлива дизельных котлов отопления

Поскольку стоимость дизельного горючего достаточно высока, расход топлива является одной из самых важных характеристик установки. Перерасход энергоносителя приводит к значительному увеличению материальных затрат на отопление дома. Повышенный расход горючего может возникнуть вследствие следующих причин:

  • Неправильная регулировка горелки. Полное сгорание топлива возможно только при оптимальном соотношении топлива и кислорода в горючей смеси, в противном случае расход дизельного топлива существенно возрастает.
  • Загустевание горючего. При значительном понижении температуры и недостаточной теплоизоляции подающих трубопроводов вязкость солярки увеличивается, что неизбежно приводит к увеличению расхода топлива.
  • Выход из строя сопла или инжектора. Под воздействием высоких температур сопло форсунки постепенно прогорает, что приводит к неправильному распылению горючей смеси и, как следствие, к увеличению потребления топлива.
  • Климатические условия. При сильных морозах для поддержания заданного температурного режима требуется больше солярки.

Существует ряд способов, позволяющих уменьшить расход дизельного топлива, обеспечив при этом необходимый температурный баланс в доме, к ним относятся:

  • Тщательная регулировка горелки. Использование специально разработанного программного обеспечения позволяет снизить расход топлива дизельного отопительного котла для частного дома на 10 – 15 %.
  • Использование комнатных датчиков температуры и автоматики, отслеживающей изменения внешних температур снижает потребление топлива на 15 %.
  • Теплоизоляция наружных хранилищ и подающих магистралей.
  • Правильный выбор мощностных характеристик агрегата.

При выполнении этих условий потребление дизельного горючего снижается на 25 – 30 %.

Определение среднего расхода горючего

На бытовом уровне с достаточной степенью точности можно считать, что при мощности 10 кВт дизельный котел расходует 1л горючего в час, при условии, что тепло расходуется исключительно на отопление дома. В случае использования двухконтурного котла потребление солярки возрастает в среднем на 30 %.

Учитывая то, что для обогрева 10 м2 жилой площади требуется приблизительно 1 кВт тепловой мощности для эффективной работы отопительной системы в доме площадью 100 м2 потребуется теплогенератор мощностью 13 – 15 кВт. Такая установка расходует в час 1,3 – 1,5 л солярки, следовательно, за сутки будет израсходовано от 30 до 32 л. При условии работы в номинальном режиме весь отопительный сезон, расход топлива составит от 4,5 до 5 т.

Преимущества и недостатки

Попробуем оценить сильные и слабые стороны этих теплогенераторов.

Начнем с хорошего:

  1. Дизтопливо является высококалорийным и к тому же сгорает почти полностью (КПД жидкотопливных котлов в среднем составляет 92%), так что его запас на зиму занимает гораздо меньший объем, чем дрова или уголь.
  2. Процессы розжига и регулировки мощности легко можно автоматизировать. Топливо также подается автоматически, а удалять золу после его сжигания не нужно. Таким образом, участие пользователя сводится к минимуму.
  3. Котел обладает низкой тепловой инерционностью, то есть имеется возможность быстро понизить его мощность либо вообще затушить. Отсюда следует, что вероятность перегрева теплоносителя чрезвычайно низка (только в случае отказа системы автоматики). Соответственно, упрощается обвязка котла: отпадает необходимость устраивать аварийный контур или узел подмеса холодной воды в теплообменник, как в случае с твердотопливными котлами.
  4. Процедура оформления является гораздо более простой, чем в случае с газовым котлом.
  5. Дизельный котел легко можно переоборудовать под природный газ. А в случае использования битопливной горелки для этого вообще ничего не придется делать (правда, она имеет невысокий КПД).

Дизельный котел в разрезе

Теперь о плохом:

  1. Дизельный котел не может функционировать без электроснабжения — оно требуется для работы топливного насоса. Таким образом, для перехода на полностью автономный режим работы придется приобрести еще и электрогенератор.
  2. При тех же параметрах котлы этого типа стоят дороже, чем газовые и твердотопливные. Правда, более правильным будет сравнивать жидкотопливный котел не с твердотопливным в чистом виде, а с пеллетным — он также имеет низкую тепловую инерционность и является полностью автоматизированным. В этом случае разница в цене окажется несущественной.
  3. Топливо также является сравнительно дорогим, тем более что к его качеству предъявляются повышенные требования.
  4. Более сложными, чем в случае с твердым топливом, являются меры по предотвращению возгорания на месте хранения солярки. В частности, если ее запас располагается в помещении, последнее нужно будет оборудовать вентиляционной системой.
  5. Продукты сгорания жидкого топлива имеют резкий неприятный запах.

Поскольку дизельным котлам однозначно требуется электричество, почти все они являются турбированными (камера сгорания закрытого типа) и, соответственно, вместо полноценного вертикального дымохода могут оснащаться коаксиальной трубой, выводимой наружу через стену.

К тому же они оснащаются электронной автоматикой, которая по сравнению с энергонезависимой является более точной и функциональной.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.


Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.

Особенности отопительной системы

Дизельные котлы бывают различных модификаций

Перед непосредственной организацией системы отопления популярным вопросом является количество затраченного топлива. Для ответа на него можно использовать статистические данные, которые показывают, что в среднем для отопления дома в течение часа потребуется 0,9-1,0 л топлива. Производители котлов могут утверждать о меньших значениях, однако их можно достигнуть лишь при качественно утепленном доме.

Дизельное отопление загородного дома осуществляется при помощи котла

Перед его приобретением необходимо достаточно большое внимание уделить его месту расположения. Оно, в свою очередь, должно отвечать ряду требований:

  • Площадь помещения минимум 4 кв. м;
  • Потолки от 2,2 м;
  • Приточная вентиляция на 1 кВт мощности котла – 8 кв. см;
  • Сечение дымохода больше выходного сечения котла;
  • Электропитание от отдельного автомата;
  • Запас топлива в котельной до 800 л.

Мощность котла

Качество отопления частного дома дизельным топливом зависит от мощности котла. Это значение следует определять с учетом высоты потолков, площади дома, степени его утепления и количества оконных проемов. При потолках до 3 м, его мощности можно рассчитывать из соотношения 1 кВт на 10 кв. м

При установке двухконтурного котла важно учесть, что 1/5 часть его мощности будет тратиться на обогрев воды для технических нужд

Где хранить топливо?

Дизельные системы отопления подразумевают хранение топлива в достаточно больших объемах. Для этих нужд существуют специальные емкости (баки). Они могут располагаться непосредственно в котельной или недалеко от дома, главное чтобы был доступен подъезд к ним заправочной техники.

Емкость для хранения дизтоплива

При расположении бака в котельной его объем не должен превышать 0,8 м куб. Но этого количества будет не хватать для полноценной работы. Оптимальным вариантом станет расположение отдельной емкости объемом 2-4 тыс. л недалеко от дома.

Сами емкости могут быть выполнены из пластика, стеклопластика или металла. Как правило, большие баки предназначены для подземного хранения. Как показывают отзывы, отопление на дизельном топливе будет работать более эффективно, если емкость для его хранения хорошо утеплить от промерзания.

Правила использования котла

Для нормальной эксплуатации прибора важно соблюдать требования, оговоренные производителем. Они касаются помещения для котельной, качества солярки, регламента установки и эксплуатации, соблюдения экологических норм и требований пожарной безопасности

Они касаются помещения для котельной, качества солярки, регламента установки и эксплуатации, соблюдения экологических норм и требований пожарной безопасности.

Требования к помещению для установки

Отопитель монтируют в котельной, отделенной от жилых и нежилых комнат перегородкой из негорючих материалов. Если мощность котла составляет от 60 до 350 кВт, его ставят в техническом помещении за пределами дома.

В котельной обустраивается приточно-вытяжная вентиляция. Обязательно наличие окон и форточек. Ширина оконных проемов зависит определяется правилами эксплуатации конкретного устройства.

Пол и стены обкладывают негорючими материалами (керамическая плитка, кирпич, штукатурка). Потолок обшивают плитой из гипсоволокна.

Дымоход монтируется в соответствии с правилами пожарной безопасности. В месте вывода трубы строится разделка из негорючих материалов.

Качество солярового масла

Качество солярки определяется требованиями Технического регламента и государственных стандартов, действующих в России.

Этими документами регламентируются фракционный состав, температура застывания, помутнения, вязкость, плотность топлива, содержание серы, смол, температура вспышки.

Производители топлива предлагают покупать солярку для котлов со следующими усредненными характеристиками:

  • цетановое число — 40–45;
  • температура кипения — 240–400 °C;
  • плотность (при +15 °C) — 813,7 кг/м3;
  • наличие серы — 0,508%;
  • вязкость — 5–9 мм2/с.

Внимание! Солярку хранят в закрытых металлических контейнерах, чтобы в продукт не попали механические примеси, вода и другие жидкости

Расчет количества топлива для котла

Для получения 10 кВт тепловой энергии тратится 1 кг солярки (в час). Допустимое отклонение от норматива составляет 5–10%.

Если расход отличается от нормативного на 20% и более, требуется диагностика теплогенератора.

Исходя из этой нормы рассчитывают необходимое количество дизтоплива на сутки, неделю, месяц и на весь отопительный сезон. В расчетах учитывают, как будет работать отопитель (на полную или частичную мощность).

Пример расчет:

  • В час котел (10 кВт) расходует 1 литр солярки, за сутки — 24 л.
  • Отопительный сезон длится 80 дней, из них 40 — отопитель работает на 100% мощности, остальное время — на 50% мощности.
  • 24 литра*40 дней =960 л.
  • 12 литров*40 дней=480 л.
  • 960+480=1440 л. на отопительный сезон.

Расчет является приблизительным. Расход топлива корректируют исходя из погодных условий.


С этим читают