Фреон r134a

Применение R134a

R134a используется как хладагент, пропеллент и вспениватель для получения пенопластов.

В холодильной технике R134a может заменить R12 практически при всех случаях, в бытовых холодильных аппаратах, автомобильных кондиционерах, тепловых насосах, турбоагрегатах холодной воды для кондиционирования помещений, при транспортном охлаждении и производственном охлаждении. Холодильная промышленность создала технические предпосылки для применения. Холодильные машины, конструктивные элементы установок, компоненты предлагаются на широкой основе. Далее возможна переналадка существующих холодильных установок с R12 в особенности новых установок и установок с полугерметичными или открытыми компрессорами, однако только после переделки установки.

Анализ зарубежных публикаций и результаты исследований отечественных специалистов свидетельствуют о том, что замена R12 на R134a, имеющий высокий потенциал глобального потепления GWP, в холодильных компрессорах сопряжена с решением ряда технических задач, основные из которых:

  • улучшение объемных и энергетических характеристик герметичных компрессоров;
  • увеличение химической стойкости эмаль-проводов электродвигателя герметичного компрессора;
  • повышение влагопоглощающей способности фильтров-осушителей из-за высокой гигроскопичности системы R134a — синтетическое масло.

Все это должно привести к значительному увеличению стоимости холодильного оборудования. Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134a имеет определенные перспективы.

Замена R12 на R134a

При переводе оборудования с хладона-12 на фреон R134a, обязательна замена масла. Устаревший хладон работает с минеральными маслами, тогда как R134a – только с синтетическими. Он совместим с PAG (полиалкиленгликолевыми) и POE (полиэфирными) холодильными маслами.


При смене фреона обязательно тщательно прочищать систему, в особенности от остатков старого масла. При контакте с минеральными маслами R134a вспенивает их. Для очистки подойдет промывочный хладагент r141b.

На оборудовании большой мощности многие предпочитают не менять хладагент полностью, а только частично. То есть, при утечке R-12, систему дозаправляют фреоном R134a. в принципе, это не опасно, но в отдельных случаях могут образовываться горючие соединения. Особенно если в систему попал воздух.

Интересный факт До сих пор можно найти «запрещенный» фреон R-12, который контрабандой завозят из Китая. Но его стоимость гораздо выше, чем у R-134a. Причем многие считают его более производительным и не собираются от него отказываться.

Характеристики R134a на линии насыщения

Темпе-ратура, C Абсолютное давление, 105Па Удельный объем Плотность Удельная энтальпия, кДж/кг Удельная теплота парообра-зования, кДж/кг Удельная энтропия, кДж/(кг*К)
жидкости, дм3/кг пара, дм3/кг жидкости, кг/дм3 пара, кг/м3 жидкости пара жидкости пара
-50 0,295 0,693 604,615 1442,547 1,654 136,0 367,3 231,3 0,742 1,779
-45 0,391 0,7 463,457 1428,411 2,158 142,3 370,5 228,2 0,770 1,770
-40 0,512 0,707 360,036 1414,175 2,777 148,5 373,6 225,0 0,797 1,762
-35 0,661 0,714 283,15 1399,816 3,532 154,9 376,7 221,8 0,824 1,755
-30 0,844 0,722 225,21 1385,306 4,44 161,2 379,7 218,5 0,850 1,749
-25 1,064 0,73 180,995 1370,619 5,525 167,6 382,8 215,2 0,876 1,743
-20 1,327 0,738 146,855 1355,725 6,809 174,0 385,8 211,8 0,901 1,738
-15 1,638 0,746 120,204 1340,593 8,319 180,4 388,8 208,4 0,927 1,734
-10 2,004 0,755 99,186 1325,19 10,082 186,9 391,7 204,8 0,951 1,730
-5 2,431 0,764 82,45 1309,479 12,129 193,4 394,6 201,2 0,976 1,726
2,925 0,773 69,005 1293,424 14,492 200,0 397,4 197,4 1,000 1,723
5 3,492 0,783 58,111 1276,98 17,209 206,6 400,2 193,6 1,024 1,720
10 4,141 0,794 49,214 1260,104 20,32 213,3 403,0 189,6 1,048 1,717
15 4,878 0,805 41,893 1242,744 23,87 220,1 405,6 185,5 1,071 1,715
20 5,710 0,816 35,827 1224,845 27,912 227,0 408,2 181,3 1,095 1,713
25 6,647 0,829 30,766 1206,345 32,503 233,9 410,8 176,8 1,118 1,711
30 7,695 0,842 26,517 1187,173 37,712 241,0 413,2 172,2 1,141 1,709
35 8,863 0,857 22,927 1167,25 43,617 248,1 415,6 167,4 1,164 1,707
40 10,159 0,872 19,876 1146,481 50,313 255,4 417,8 162,4 1,187 1,706
45 11,594 0,889 17,268 1124,757 57,911 262,9 419,9 157,0 1,210 1,704
50 13,176 0,907 15,026 1101,943 66,551 270,5 421,9 151,3 1,234 1,702

Зачем и можно ли менять R134a на R600a?

Со временем производительность холодильного оборудования на R134a падает. Это связано в основном с изношенностью компонентов системы. Многие холодильщики предлагают менять фреон на R600a.


Есть мнение, что после этого быстро выходит из строя компрессор. Но… давайте разберемся. Если холодильник начал плохо охлаждать, то велика вероятность что компрессор сильно изношен. Использование R600a улучшит хладопроизводительность. Но компрессор со временем сломается, но по причине износа, а не из-за перехода на новый фреон.

Еще один аргумент в пользу замены – шум. В системах под фреон R134a ставят более мощные насосы, чем на оборудование под R600a. Соответственно, уровень шума у них выше. после замены насос не так интенсивно работает, техника, соответственно, работает тише.

Стандартная тара для фреона R600a, нетто — 13,6 кг.

Особенности R134a


Хладагент R134a был разработан как альтернатива R12, который разрушал озоновый слой. Согласно монеальскому протоколу, все страны постепенно отказываются от озоноразрушающих фреонов, поэтому техника на R12 уже не производится.

Еще одна причина, по которой 134-ый фреон выигрывает у 12-го – потенциал глобального потепления. Один килограмм R134a эквивалентен 1300 кг углекислого газа, тогда как 1 кг R12 – эквивалент 10900 кг CO2.

Важно Не всегда можно перевести работавшее на R-12 оборудование на фреон R134a. Некоторые компрессора не смогут работать на нем, их будет заклинивать, либо у них существенно уменьшится срок службы.. В составе фреона R134a только один компонент – тетрафторэтан

Благодаря этому в случае утечки его можно дозаправлять. В случае с многокомпонентными фреонами дозаправку делать нельзя и вот почему:

В составе фреона R134a только один компонент – тетрафторэтан. Благодаря этому в случае утечки его можно дозаправлять. В случае с многокомпонентными фреонами дозаправку делать нельзя и вот почему:

  • При нарушении герметичности системы компоненты начинают испаряться;
  • Из-за разных химико-физических свойств это происходит неравномерно;
  • Пропорции компонентов хладагента изменяются, его свойства также;
  • Дозаправка многокомпонентного фреона не сможет восстановить соотношение.

Кроме того, хладагент R-134a превосходит R12 по хладопроизводительности в системах малой и средней мощности на 6-10%. В ту же очередь, его эффективность ниже, если он используется в установках, работающих в температурном режиме ниже -15 °С.


Есть еще одна отличительная особенность фреона R-134a – его молекулы меньше, чем у R-12. За счет этого у него выше риск протечки или стравливания через микротрещины.

Заправка автомобильного кондиционера фреоном r134a.

Взаимодействие R134a с другими материалами

Переносимость металлов сравнима с R12. Все обычно применяемые в холодильном машиностроении металлы и сплавы металлов заменимы. Только от цинка, магния, свинца и сплавов алюминия с содержанием магния более 2 % массы необходимо отказаться. Даже попытки хранения с влажным R134a показали хорошую гидролизную устойчивость на металлах, таких как ферритовая сталь, V2A, медь, латунь или алюминий.

Лишь незначительное набухание появляется при воздействии R134a на следующие пластмассы или эластомеры: полиэтилен (PE), полипропилен (PP), поливинилхлорид (PVC), полиамид (PA), поликарбонат (PC), эпоксидная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR), акрилнитрил-бутадиенкаучук (NBR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Необходимо также учитывать возможное влияние смазочного вещества. При отсутствии минерального масла в холодильном цикле могут применяться также типы этилен-пропилен-диен-каучука (EPDM). Типы фторкаучука для R134a не рекомендуются. Гибкие шланговые соединения должны иметь ядро из полиамида.

R134a совместим с рядом уплотняющих материалов, в частости с прокладками, сделанными из таких материалов, как «Буна-Н», «Хайпалон 48», «Неопрен», «Нордел», а также со шлангами, футурованными нейлоном.

Как показал анализ, проведенный фирмой «Du Pont», изменение массы и линейное набухание таких материалов, применяемых в отечественном холодильном оборудовании, как фенопластовые и полиамидные колодки, текстолит, паронит и полиэтилентерефталатовые пленки, при старении в смеси SUVA R134a с полиэфирным маслом «Castrol SW100» при 100°С в течение 2 недель были незначительными.

В качестве материала для сушителя при замене R134a необходимо применять молекулярные сита с диаметром пор 3 ангстрема.

Характеристики хладагента R134a

Параметр Значение
Химическая формула СF3CFН2
Температура кипения (Р=0,105 Мпа), ℃ -26.1
Температура плавления, ℃ -101
Критическая температура, ℃ 101.5
Критическое давление, МПа 4.067
Критическая плотность, кг/м 538.5
Молекулярный вес, г/моль 102.03
Плотность при 0 ℃ (жидкая фаза), кг/м3 1293
Плотность при 0 ℃ (газ), кг/м3 14.49
Растворимость в воде 0.0015
Озоноразрушающий потенциал, ODP
Потенциал глобального потепления, GWP 1300
Совместимость с маслами POE, PAG
Замены R12, R600a

Вязкость и теплопроводность фреона r134a на линии равновесия жидкость – газ

t, ℃ Вязкость, мкПа·с   Теплопроводность, мВт/(м·К)  
жидкость пар жидкость пар
-70 781 8.03 128.6 7.47
-60 664 8.43 122 8.02
-50 570 8.84 115.9 8.6
-40 492 9.25 110.4 9.19
-30 425 9.74 105.2 9.82
-20 369 10.2 100.3 10.5
-10 322 10.7 95.7 11.2
282 11.2 91.3 11.9
10 249 11.7 87.1 12.7
20 220 12.2 83.1 13.5
30 195 12.7 79.1 14.4
40 172 13.2 75.1 15.4
50 152 13.8 71.1 16.5
60 134 14.5 67.1 17.7
70 116 15.3 62.8 19.2
80 99.5 16.5 61.8 23.6
90 82.2 18.4 61.3 31.3
100 61.9 21.7

С этим читают